Выберите страницу

Почему Бог допускает войны?

Почему Бог допускает войны?

“Безрассудно ты поступил теперь.
За то отныне будут у тебя войны” (2 Пар. 16:9)
«Почему Бог допускает подобные зверства?», «Почему Бог не сделает так, чтобы не было войны?» Эти вопросы были у всех на устах и буквально висели в воздухе во время двух мировых войн. Теперь, когда в мире опять сгущаются зловещие тучи взаимного истребления, вопрос: «Почему Бог допускает войны?» — вновь становится жизненно важным и актуальным.

Для исторического этапа, нами переживаемого, нет более острой темы, чем «неизбежное столкновение» двух взаимоисключающих лагерей… Каждый задается вопросами: «Что день грядущий нам готовит?» и «Чем все это кончится?».

Как избежать войны — главная проблема нашего поколения. Все другие проблемы отошли на задний план.

В своем многовековом отступничестве от Бога человек дошел до таких пределов, когда он должен или покаяться и обратиться к Богу, или окончательно погибнуть от собственного безумия.

Опыт прошлого показал, что всякий раз, когда ведущий державы, а с ними и малые нации, делились на два враждующих лагеря, война была неизбежной. Происходящие на мировой арене события приводят нас к тем же логическим выводам. Всем ясно, что никакие встречи вершителей мировых судеб с их договорами, соглашениями и пактами о «мирном сосуществовании» и о «всеобщем разоружении» ни к чему не приведут. Они способны только временно задержать, отодвинуть, оттянуть войну, но никак не предотвратить ее.

Ни для кого не секрет, что все эти переговоры направлены на усыпление бдительности противника. И, как ни странно, «усыпление», так или иначе, наступит и ложь восторжествует. Ложь будет легко принята за истину. Ибо написано: «Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фесс. 2) Поэтому война разразится не тогда, когда говорят о ее вероятности, а когда меньше всего ее будут ожидать, то есть когда наступит мнимое успокоение народов. «Ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фесс. 5). Почему «внезапно»? Потому, говорят стратеги, что нападающая сторона хочет расправится с противником одним ударом.

Еще не так давно много писали и говорили о «призраке» войны, но теперь призрак стал реальностью, и мало тех, кто не осознает, что война уже в действии: «холодная» война — экономическая, дипломатическая, психологическая, научно-исследовательская, технологическая, война из-за нефти, каучука, урана, плутония, стали и т.п. Вслед за этими войнами неизбежно последует война атомная, водородная, нейтронная, бактериологическая, стратосферная…

Во всем мире безудержно продолжается гонка вооружений. То, что было заготовлено два-три года назад, теперь уже устарело… лучшие умы мира, вдохновленные самим сатаною, упорно, не покладая рук, день и ночь работают над изобретением все новых и новых средств и оружия истребления. Таланты, время и деньги — все направлено на достижение этой цели. Достаточно сделать несколько «изумительных» открытий — и отсталыми покажутся атомные подводные лодки, атомные ледоколы, «лучи смерти», «межпланетные острова» и самоуправляемые ракеты; выйдут в отставку стратеги и военачальники, взгляды которых устарели; ненужными станут дипломатические встречи и переговоры.

Истории известны различные причины войн: оскорбленная честь нации, погоня монарха за славой, территориальные претензии, перераспределения мировых экономических рынков, монополии сырья и пр. Причиной неизбежного современного конфликта станет нечто более серьезное. На международную арену вышли две взаимоисключающие государственные и экономические идеологии — бескомпромиссные, как вода и огонь. При таком положении дела трагическая развязка мировой драмы неминуема.

Были времена, когда люди, узнав о том или ином международном споре, спрашивали: «Неужели снова будет война?» Теперь, когда человечество почти утратило всякий контроль над войной и война может обрушиться, как гром среди ясного неба, подвергнуть обитателей планеты небывалым и непредвиденным бедствиям и даже испепелить землю, люди задают другой вопрос: «Почему Бог допускает войны?»

Для большинства людей вопрос этот представляется неразрешимым. Задавая его, спрашивающий как бы заранее уверен, что серьезного ответа он не получит. Он задает этот вопрос, как бы приведя «неоспоримое доказательство» того, что Бога нет и что никакая сверхъестественная сила не вмешивается в наши земные дела.

Если все, совершающееся на земле, не контролируется Богом, то какой тогда смысл верить в бытие Бога? Логические заключения такого «совопросника» чрезвычайно примитивны: «Если бы Бог был, то Он, конечно, не допустил бы войны, но раз кровавые войны ведутся, значит Бога нет»…

Так рассуждая, «совопросники» готовы даже пойти на некоторые «уступки». Они заявляют: «Допустим, что есть Творец вселенной, Высший Разум, Сверхъестественная Сила, Бесплотный Дух… Но тогда следует признать, что Бог этот — не «Бог любви», каким Он представляется Иисусом Христом в Его Евангелии».

Трудно и почти невозможно разубедить людей, так рассуждающих. Как объяснить им заблуждение, во власти которого они находятся? Как истолковать им характер и действия Бога, бытие Которого они безрассудно отрицают? Как объяснить сочетание красок слепорожденному или передать глухому дивные аккорды музыки? «Совопросники» не знают, что если бы можно было познавать тайны духовной жизни плотским нашим умом, то Христос, конечно не сказал бы нам: «Должно вам родиться свыше… Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о Небесном?» (Иоанна 3)

Следует ли из этого заключить, что вопросы, которые неразрешимы для духовных слепцов, остаются такими же и для людей духовно прозревших? Ни в коем случае!

Почему Бог допускает войны?
Ответ 1

Тот, кто знаком с Библией, никогда не смутится наличием зла в мире, которое проявляется в кровавых войнах, в стихийных бедствиях, в мировых потрясениях. Читающие Библию знают, что все это в плане Божием предусмотрено и «надлежит всему этому быть»…

На страницах Библии Бог открывает людям верующим не только прошедшее, но и будущее человечества и говорит обо всем этом с поразительной ясностью и точностью. От Адама до «белого престола» и от Едема до Нового Иерусалима: что уже произошло и что должно еще произойти, — все безошибочно предсказано Богом. Вот почему Апостол Павел заканчивает свое письмо к фессалоникийцам такими словами: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете…» То же пишет и Апостол Петр: «И притом мы имеем верное пророческое слово; и вы хорошо делаете. что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (1 Фесс. 5 и 2 Петра 1 главы).

Прав был тот, кто сказал: «Если хочешь проникнуть в будущее, не спрашивай гадалок и не раскладывай карт, а раскрой Библию, и ты будешь поражен тем Божественным светом, который проливает она на каждый исторический этап рода человеческого».

Если Библия содержит в себе все достоверные данные по всем вопросам прошлого, настоящего и будущего человечества, то где, как не в Библии, искать нам причины войн, их происхождение?

Библия на это дает исчерпывающий и авторитетный ответ. Читая Библию, мы познаем, что наряду с миром видимым существует мир, невидимый для наших телесных очей, но мир реальный и действенный. Библия раскрывает тайну мирового зла, рассказывает о происхождении сатаны и о его конечной участи. Библия отводит немало места «врагу душ человеческих». В одном только Новом Завете мы 35 раз встречаем слово «сатана» (название еврейское) и 35 раз слово «диавол» (греческое). Этот разлучитель человека с Богом и разделитель людей друг с другом когда-то был высокопоставленным ангелом — «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты»: «Ты ходил среди огнистых камней» и «совершен был в путях твоих… доколе не нашлось в тебе беззакония»… «Ты согрешил… и Я низвергну тебя, как нечистого, с горы Божьей…» (Иезекииль. 28).

«Как упал ты с Неба, денница, сын зари! …А говорил в сердце своем: взойду на Небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой… взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней…» (Исайя 14).

Тот ли это «змий древний», который искусил Адама и Еву в раю и обрек человечество на тысячелетние страдания? Да, это он самый! Тот ли это, который покрыл тело Иова проказой? да, это он самый! Это он, сатана, оклеветал Иова перед Богом, лишил Иова имущества, детей, жены и друзей. Это он самый, «клеветник братий наших, клеветавший на них перед Богом нашим день и ночь» (Откр. 12).

Тот ли он, который возвел Христа «на высокую гору… показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал:… тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4)? Тот ли он? Да, это тот самый «бог века сего», «искуситель», «зверь и лжепророк», «лев рыкающий», «лжец и отец лжи», «обольститель вселенной», «князь мира сего», который беспощадно терзает все человечество на протяжении многих веков.

Это он увел людей от Бога и натравливает их друг на друга. Это он сеет плевелы, порождает раздоры, воздвигает ропщущих в Церкви, «похищает посеянное слово», препятствует покаянию грешников, насаждает ложную религиозность, одевает волков в овечьи шкуры, делает грех все более привлекательным и доступным, посылает в сердца людей ложный мир, извращает Писание и заливает землю слезами и кровью.

В лице наших прародителей Адама, Евы и их потомства сатана нашел себе верных союзников. Уловив человечество «в свою волю», сатана готовится теперь к воплощению антихриста.

Почему Бог допускает войны?
Ответ 2

Потому что человек, получив от Бога свободную волю и право выбора, избрал путь сотрудничества с сатаной и вражды с Богом.

Люди не сознают, что враждуя друг с другом, они тем самым враждуют с Богом, давшим повеление: «Будьте в мире между собою».

Вражда против Бога приводит людей к взаимной вражде и войнам. «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Исайя 57). «С ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло» (Пс. 27). «Пути мира они не знают» (Исайя 59). «Будут искать мира и не найдут » (Иез. 7). Как характерно все это для нашей эпохи! Кто хочет воевать? Каждый готов вести переговоры о мире и подписать «нерушимый мир», но только на тех условиях, которые он лично предлагает… Волчья делегация явилась к овечьему стаду со словами: «Мы, волки, давно уже пытаемся наладить с вами дружбу, да виновники всему — ваши овчарки. Как только мы начинаем приближаться к вам, они поднимают такой лай, что нам ничего не остается делать, как спасать свои волчьи шкуры. Уберите сторожевых псов, и мы готовы подписать с вами любой договор о «нерушимом мире».

Часто люди ищут примирения даже с Богом, но только на их, человеческих условиях. В душе человека есть тяга к миру и жажда внутреннего душевного покоя, но за этими духовными дарами человек должен прийти ко Христу, а он не верит во Христа, Который вселяется духом своим в сердца кающихся грешников и дает мир людям. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», — говорит Христос, а человек отказывается придти, пытаясь обрести мир «другим способом». Но, к сожалению, все человеческие попытки и усилия обрести мир без Христа ни к чему не привели.

Один из историков подсчитал, что за последние 4000 лет своей истории человечество имело только 268 лет мирной жизни, а в остальное время постоянно шли войны, если не в одном, так в другом регионе земного шара. Историк мог ошибиться в своих математических выкладках, но едва ли ошибемся мы, если скажем, что с тех пор, как сатана «был свержен с горы Божией», а человек был «изгнан из рая», война между Богом и Его противниками ни на минуту не прекращалась. В войне Божией исключена возможность всякого компромисса или перемирия. Война света со тьмою, истины с ложью, Христа с Велиаром будет длиться до тех пор, пока дьявол не будет «ввержен в озеро огненное и серное», где и будет «мучиться во веки веков» (Откровение 20).

Почему Бог допускает войны?
Ответ 3

Еще в Едемском саду Господь сказал сатане: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3). Вражда вошла в мир как следствие грехопадения прародителей. Эта вражда началась в семье Адама и Евы: Каин оказался убийцей, Авель — мучеником; первый во власти Везельвула, второй — наследник вечной славы. Такие же ясные контрасты мы наблюдаем и у потомков Адама: в семье Авраама — Исаак и Измаил, в семье Исаака — Исав и Иаков, в семье Иакова — Иосиф и его братья. Можно привести много других примеров, показывая как на протяжении всей истории человечества красной нитью проходят представители «семени жены» и «семени змия» и как два этих лагеря ведут постоянную войну между собою.

После первой на земле открытой «войны», первого погребения и первых материнских слез Бог утешил наших прародителей: послал им Сифа. Ева «родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Бытие 4). Сатана, как видно, думал, что, расправившись с Авелем, произведет от его старшего брата многочисленное потомство и в кратчайший срок заселит землю «каинами». Но он не знал планов Божиих.

Для спасения рода человеческого Господь призвал Авраама и сказал: «Благословятся в семени твоем все народы…» Что это означало?

Апостол Павел так объясняет это обетование Божие: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Бытие 12, Галатам 3).

Согласно Божиим обетованиям и пророчествам, Христу надлежало явиться в мир, чтобы избавить нас от сатаны. «Семя жены» должно было «поразить» сатану в голову, сокрушить главу змея. Бог исполнил эти обетования: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына своего единородного, Который родился от жены… в подобии плоти греховной… и осудил грех во плоти… чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Галатам 4, Римлянам 8).

Воплощение Христа или Боговоплощение, изменило русло человеческой истории. Во Христе Бог сделал абсолютно все для спасения рода человеческого, во Христе Бог открыл нам Свое Отцовское любящее сердце и показал нам нашу полную духовную несостоятельность и грозящую гибель вечную. Он помог человеку проникнуть в тайну мирового зла и великий смысл продления рода человеческого. Голгофскими страданиями Он уплатил нашу безмерную пред Богом задолженность. Через наше покаяние Он возродил нас к жизни вечной, через Духа Святого Он посвятил нас в глубокий смысл веры, открыл нам назначение Своей Церкви — вестницы благодатного спасения — и дал нам светлую надежду вечного блаженства.

Но «кто поверил слышанному от нас?»… По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Римлянам 10). Спасение верою во Христа, как единственный путь к освобождению от власти сатаны, не принято, а попрано. Отвергнув Христа, человечество оказалось в тупике.

Конечно, долготерпение Божие еще не истощилось, и «милосердие Его к нам обновляется каждое утро». Христос и сегодня продолжает призывать людей к покаянию, но не всегда так будет, ибо: «Близок всему конец»… «Князь мира изгнан будет вон»… «Бог мира сокрушит сатану под ногами нашими вскоре»… Вскоре наступит суд Божий, «день Господень, великий и страшный», после чего одни пойдут в муку вечную, а другие — в жизнь вечную.

Зная, что «время коротко» и час расплаты близок, сатана готовится к решительному бою. Заменяя одну «систему правления» другой, он видит теперь свое «спасение» в осуществлении идеи «мирового владычества». По пророчествам Священного Писания, владычество это наступит с приходом антихриста. Но и эта последняя ставка сатаны будет проиграна.

Почему Бог допускает войны?
Ответ 4

Потому что человечество живет без Бога.

Вся трагедия сатанинского предприятия в том, что, отторгая человека от Бога. сатана приводит «человека без Бога» до таких глубин нравственного падения, до каких только «безбожный человек» способен докатиться. Сатана хотел доказать Богу и людям, как и сейчас пытаются доказать это безбожники-атеисты, что быть «высоким духом» вполне возможно и без религии, и без Бога. Но в результате осуществления планов сатаны заполняются людьми дома умалишенных, тюрьмы, больницы и кабаки, и люди делятся на бесконечное число групп, партий и коалиций. враждуют, воюют и убивают друг друга. грех может расти и множиться, шириться и углубляться. И это мы видим в совершенствовании способов ведения войн, которые начинались кулачным боем, велись камнем, дубиной, затем — стрелой, огнестрельным оружием, дальнобойными пушками, а теперь — ракетами, способными поразить любую точку земного шара.

Тот же рост греха заметен и в характере самого человека. Впрочем, вечная гибель человека обусловлена не «грубым» проявлением греха. Человек погибает не потому, что он стал «жутким» грешником, а потому что он, однажды согрешив, навсегда сделался «нечистым», оскверненным, а следовательно, и негодным для общения с Богом. Для того чтобы погубить человека, надо только разобщить его с Богом, а это достигается любым видом греха: грехом отвратительным или, по-человечески, привлекательным.

Излишне добавлять, что главная цель сатаны — «убить и погубить» и что цели этой он достигает не только «варварскими», но и самыми утонченными, «научными» путями.

Почему Бог допускает войны?
Ответ 5

Потому что люди отвергли спасение Христово.

Во всей вселенной есть только две силы: сила любви, направленная к добру, дружбе, взаимному служению, и сила насилия, направленная к нарушению чужих прав, захвату чужого имущества, эксплуатации чужого труда, лишению свободы и т.п. Силой любви пользуется Бог, силой насилия, принудительным воздействием и угнетением пользуется сатана.

Сатана — мастер на любые подделки, но любви подделать он не может, а без любви у людей не может быть мира. Вместо любви у нас ненависть, «искание своего», гордость, разнузданность, произвол и т.п . Все эти разрушительные чувства и мотивы унаследованы от Адама. Они приводят нас к войне. Зло, вселившееся в человека, оказалось сильнее его. Оно сделало человека духовно расслабленным паралитиком, лежащим «во зле». «Весь мир лежит во зле», независимо от того, разделяются народы или объединяются, воюют или живут мирно, спят в монашеской келье или в роскошном отеле, «признают» Бога или отрицают Его. Люди высоконравственные, как Никодим, и люди с ужасным прошлым, как самарянка, в одинаковой степени нуждаются в перемене своей греховной натуры.

Бог послал Христа, Апостолов и Церковь к погибающим во грехе людям, рассеянным по всему миру, именно для того, чтобы возродить их сердца к новой жизни и сделать их «причастниками Божеского естества» — людьми святыми; «открыть глаза им, чтобы они отвратились от тьмы к свету», но люди, «возлюбившие тьму более, нежели свет», не захотели, отвергли спасение во Христе.

Отторгая наших прародителей от Бога, сатана обещал им, что они будут как боги. Этого обещания он не сдержал. Бог, безначальный и бесконечный, не ограниченный временем, дал сатане, и человеку достаточное количество лет для того, чтобы они убедились в своей гордыне, бессилии и неправоте. Человек поверил сатане и на протяжении шести тысяч лет стремился к достижению «блаженной» жизни под руководством сатаны.

Почему Бог допускает войны?
Ответ 6

Потому что сатана все еще держит мир в своей власти. Он все еще «ослепляет умы» людей мира сего, «овладевает волей», «помрачает разум»… Людей, рожденных «по плоти», он понуждает «исполнять желания плоти и похотей»; «людей, «противящихся Богу» и «попирающих истину», сатана заставляет «жить по воле князя, господствующего в воздухе». Отказавшись «подражать Богу», люди, незаметно для самих себя, уподобляются дьяволу. Вместо того чтобы возродиться и стать новыми людьми, «чадами возлюбленными», они упорно остаются «сынами противления», через которых сатана «действует» и которых он использует для достижения своих целей. Они его «сыновья» и «дочери», как сказал Христос: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоанн 8).

Власть сатаны — «к разрушению, а не к созиданию», к гибели, а не ко спасению. Власть сатаны — «власть ада и смерти», от которых Христос искупил нас, верующих. Он посылает нас к людям «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою… получили прощение грехов и жребий с освященными» (Осия 13, Деяния 26, Колоссянам 1). Когда Церковь будет восхищена от земли и сатана получит власть над людьми мира сего, он «умертвит третью часть людей… огнем, дымом и серой…» (Откровение 9). Эта кара Божья может постичь мир внезапно, в любую минуту. Кто же не знает того, что сатана уже заготовил все необходимое для этого уничтожения?! Уже сейчас вожди народов с гордостью заявляют, что они изобрели бомбу, которая в 250 раз мощнее бомбы сброшенной на Хиросиму, и что бомбы эти произведены в значительном количестве. «Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго», — говорит Екклесиаст (гл. 9). Важно помнить, что слово «согрешивший» в греческом подлиннике означает «промахнувшийся», «просчитавшийся». Кто будет этот «согрешивший»? Сатана не имеет недостатка в преданных исполнителях его воли. Таким «губителем» может оказаться любой правитель-маньяк, потерявший способность здраво мыслить.

Почему Бог допускает войны?
Ответ 7

Не подлежит никакому сомнению, что война — не Божье дело и даже не дело человеческое, а на все сто процентов дело сатанинское.

Война никак не вяжется со здравым смыслом человека и в корне противоречит всем его интересам. Знаменитый победитель Наполеона при Ватерлоо главнокомандующий англо-португальскими войсками лорд Веллингтон сказал: «Если бы вы увидели один день сражения, вы молились бы всю вашу оставшуюся жизнь, прося Бога о том, чтобы этот кошмар никогда не повторился».

Это было сказано о сражении 150-летней давности, а что в таком случае следует сказать о сражениях первой или второй мировых войн? Что сказать о Хиросиме и Нагасаки? Кто другой, кроме сатаны, вдохновлял человека на такое злое дело? Понятным становится, почему человеческая душа не может согласиться с подобными зверствами, не может найти им никакого оправдания. Всем известно, что пилот, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму, сошел с ума. Ужасающим также было количество солдат, которые в сражениях второй мировой войны потеряли рассудок и возвратились домой душевнобольными. А сколько тех, кто всю жизнь потом чувствовал себя преступником, не мог забыть страшных картин убийства и не мог «замолить» свой грех перед Богом? Человек не создан для убийства. Рассказывают про одного пулеметчика, задумчиво сидевшего после боя. «О чем задумался?» — спросил его товарищ. «О том, что я многих оставил после последнего боя вдовами и сиротами, — ответил пулеметчик и добавил: — а Христос учил нас быть братьями!»

Тяжелая драма в жизни матерей выражена словами в известном стихотворении Некрасова:

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет,
Но где-то есть одна душа —
Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —

То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Одним из математиков было подсчитано, что потери человеческих жизней во всех происшедших в истории войнах составили 45 миллиардов душ, то есть в двадцать раз больше нынешнего населения земного шара. Многие остались искалеченными, изуродованными и опустошенными.

Подсчитав деньги, истраченные на «главные» войны, этот же математик сказал: «Дайте мне золото, которое народы мира истратили на войны, и я приобрету в личную собственность каждый квадратный метр земли на земном шаре. Я раздам эту землю всем ныне живущим на планете и каждый удивится, увидев себя крупным землевладельцем. У меня хватит также средств для того, чтобы каждому человеку построить по дворцу, одеть всех в царственные одежды, обеспечить на всю жизнь пищей, топливом и всем необходимым. На каждом холме я также построю школы и во всех селениях — университеты. Наконец, во всех местах земного шара я воздвигну для людей светлые, уютные молитвенные залы, в которых будут проповедовать о любви нашего Небесного Отца, уча, как жить по братски и как непрестанно славить Бога».

Можно ли считать такое заявление нереальным, если средств на одного воздушного истребителя или атомной подводной лодки достаточно, чтобы обеспечить стандартными домами восемь тысяч человек, если 70% всего национального дохода каждой страны сейчас уходит на национальную оборону? Стоимость самолетов, судов, баллистических ракет и т.п. достигает астрономических цифр.

Но самое печальное во всем этом — не страшные последствия войн, постигших людей в прошлом, а то, что люди не извлекли из них полезных уроков. Люди, не так давно объявившие войну вне закона, сегодня готовы начать ее снова.

Почему Бог допускает войны?
Ответ 8

Некоторые читатели будут удивлены. когда узнают, что Библия не содержит в себе ни одного Божьего обетования, в котором бы говорилось, что Бог не допустит войны. Напротив, Бог говорит о неизбежных войнах, землетрясениях и скорбях, «грядущих на всю вселенную». Говоря о последнем этапе человеческой истории, Христос предупреждает всех верующих: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24).

Война имеет доисторическое начало, и у нее будет пост-исторический конец. Ее нельзя уничтожить громкими резолюциями и торжественными декларациями, как нельзя ожидать, чтобы народы, управляемые людьми, не знающими Бога, разрешали свои проблемы мирным путем.

Настанет время, когда войн не будет, но оно наступит только в царствование Христа, когда народы и племена «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исайя 2).

Абсурдным кажется пророчество о «перековке мечей», когда говоря о нем, связывают его с переговорами о всеобщем разоружении.

«И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченных в висон белый и чистый… на одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих» — таким «Вождем воинства Господня» представлен Христос в Откровении Иоанна Богослова (гл. 19). Но тут же мы с изумление читаем, что сатана. проигравший так много сражений, продолжает войну: «И увидел я зверя и царей земных, и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его…» После всех страшных кар Божиих, обрушившихся на человечество во время «великой скорби», сатана, как мы видим здесь, не имеет недостатка в «воинах» и «царях», слепо выполняющих его задания. Верить в то, что народы когда-либо увидят пагубность войны, придут ко всеобщему разоружению и никогда уже не будут воевать, значит не знать Священного Писания и совершенно не считаться с его непреложными пророчествами.

Почему Бог допускает войны?
Ответ 9

Война — только одно из бесчисленных несчастий, порожденных человеческой порочностью. Это только одна из язв того многоликого и разношерстного греха, который вошел в мир и с тех пор полновластно господствует над безбожным человечеством. Война — самое ужасное коллективное преступление, а где грех и преступление — там «неустройство и все худое».

Грех приводит человека к произволу, нужде, болезням, убийству, наказанию, позору, смерти и вечной гибели. Лучшие представители человечества всегда признавали пагубную реальность греха и избавление от него считали своей жизненной задачей. Всякий «приходящий в мир» человек без труда обнаруживал эту роковую порочность в своей собственной душе и в душах людей, его окружающих.

Можно с уверенностью сказать. что ни одна мировая проблема не потребовала от человечества такой затраты времени, материальных средств, умственной и волевой энергии, как проблема господствующего в мире греха. Подумайте только о грехах поколения атомного века: распущенном детстве, разнузданной молодости, порочном зрелом возрасте и бесстыдной старости! Преступников в тюрьмах больше, чем студентов в университетах. И преступность растет с каждым днем. Грех, однажды зажженный, как пожар, все более и более разгорается и уже не может быть погашен ни одним человеком. Грех — самый ужасный поработитель человечества, и «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4), кроме имени Господа нашего Иисуса Христа.

Пока человек не обратится ко Христу, он будет любить грех, искать его, наслаждаться им, оправдывать и покрывать его. До тех пор, пока человек не спасен Христом, онг будет враждовать, убивать и воевать.

Почему Бог допускает войны?
Ответ 10

Мы готовы забыть, что Бог предупредил человека о грозившей ему опасности от неповиновения: «От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие 2). Бог открыл человеку, что избрав путь греха, он должен будет неизменно придти и к последней стадии этого пути. В мире духовном так же, как и в мире физическом, господствует неумолимый закон возмездия, закон «посева и жатвы». «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Галатам 6). Так говорит непреложное Слово Божие, и только безумец способен усомниться в правдивости Божьих утверждений.

Всем нам известно, насколько ужасны результаты некоторых посевов. Вспомните жатву хотя бы некоторых религиозных извращений, безнравственных теорий, классовой, расовой, партийной и общечеловеческой вражды, результаты управления государством безбожниками — и вы получите представление о роковых последствиях подобных посевов. Многие из этих политических лжетеорий и религиозных лжеучений воистину «сеяли ветер и пожинали бурю» (Осия 8). Война — плод одного из таких безумных посевов. «Безрассудные страдали за беззаконные пути свои» (Псалом 106). Отвергнув Божественный закон, беззаконники всегда пожинали плоды своего произвола. Если люди, разрешая свои споры, обходятся без Бога, то можно ли тогда Бога обвинять в происходящих на земле зверствах или возлагать на Бога ответственность за кровавые войны и связанные с ними ужасы, бедствия и страдания?!

Почему Бог допускает войны?
Ответ 11

Человек — свободное, разумное существо. Он один, и никто другой, ответственен за свои поступки. Человек знает, что убийство — тяжелый грех, ибо заповедь «не убий» относится ко всем видам убийства: личного, группового и массового. Человек знает это и тем не менее старается всячески оправдывать и покрывать убийства, совершенные на войне. Не сказал ли Господь: «Ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут»? Виновен ли Бог, если мы эту заповедь нарушаем?

Допустим, что кто-то из наших знакомых вполне сознательно взялся голой рукой за раскаленный добела кусок железа или выпил стакан серной кислоты. Станем ли мы ломать себе голову в поисках ответа и объяснений: «Почему Бог сделал огонь и допускает людей до ожога?» или «Почему Бог создал такие опасные вещества, такое смертоносное химическое соединение?» Свойства серной кислоты всем известны. Но если мы сознательно, вопреки здравому смыслу лишаем себя жизни, то кто другой, кроме нас несет ответственность за наше безумие?! Допустим, что несколько человек, идущих дорогою, вдруг заметили, что загорается дом. Схватив стоявшие неподалеку ведра с водой, они ринулись тушить. Подбежав к горящему дому, один из них обнаруживает, что ведра наполнены не водой, а керосином. Что ему остается сделать, как не предупредить об опасности других и унести ведра с керосином подальше от огня?!

Не так ли должны поступать и мы, «ходящие во свете Господнем»?

Современная война подобна мировому пожару. Если дом загорится, должны ли мы тушить его керосином? Не наш ли прямой долг указать на то, что Крест сильнее меча и что побеждает тот, кто отказывается от зверской расправы? «Господи! не ударить ли нам мечом?» — Нет! Лучше быть жертвой, чем палачом.

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Таков путь Христов! Такова победа Гефсимании и Голгофы. Такой победой должна быть наша победа и победа Церкви Христовой. Для верующего человека смерть — не конец. За смертью следует триумфальное воскресение из мертвых.

Пусть угрожают нам, верующим: «Мы убьем вас». Мы им ответим: «вы убьете нас, но мы воскреснем с пришествием Христа, и вряд ли вы успеете воспользоваться нашим добром, ибо Грядущий придет и не замедлит».

Что пользы, если вы весь мир приобретете, а душе своей повредите? Какой выкуп дадите вы за душу свою? Настанет беспредельная, бесконечная вечность: где будешь ты вечность проводить? Зачем и кому нужны были захваченные территории и награбленные богатства? так смотрят на все это «сыны чертога брачного». «Сыны же века сего» рассуждают иначе…

Почему Бог допускает войны?
Ответ 12

Бог допускает войны как справедливое наказание за нашу беззаконную жизнь. Человек может все забыть, но одного он не имеет право забывать! Что именно?

А то, что ни один грех, совершаемый человеком, не может остаться безнаказанным. Слова Самого Бога: «Возмездие за грех — смерть» — относятся в равной степени к грехам ничтожно маленьким и безмерно тяжким. Человек знает это и все же грешит! Он стремится ко греху, всей душой льнет к нему, наслаждается им.

Человек любит грешить, но не любит нести последствия греха, он боится расплаты, законного возмездия, наказания за соделанный грех.

Некто сказал: «Война — это грех». «Нет! — возразили ему. — Война — это ад!» Ад — место, где наказывается грех. Конечно, правильнее было бы сказать, что война — и то и другое: грех и ад, потому что война — убийство, а убийство — грех. Грех и ад пребывают в роковой зависимости друг от друга. Если бы человек осмелился задать Богу вопрос: «Почему Ты, Боже, допускаешь войны?», то Бог мог бы так ответить человеку: «А почему ты допускаешь грех?» там, где нет греха, не будет и наказания за грех, но если грех допущен, наказание неизбежно.

Преступление и наказание — неразрывны. Единственный путь избежать наказания — покаяться перед Богом и получить от Него помилование. Ибо так говорит Господь: «омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, заступайтесь за вдову. Тогда придете и рассудим, говорит Господь, если будут грехи ваши, как багряное — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч (война) пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Исайя 1).

Почему Бог допускает войны?
Ответ 13

Спрашивая так, мы не отдаем себе отчета, по какому, в сущности, праву мы могли бы рассчитывать на блага мирной, «довоенной» жизни?

Священное Писание повелевает людям верующим молиться о мире и требует от верующих людей соответственного образа жизни. Послушайте, что пишет Апостол Павел к верующим: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую, безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу…» (1 Тимофею 2). В этих стихах указаны два основания, на которых может и должна покоиться наша молитва к Богу о даровании нам безмятежной жизни: благочестие и чистота. Чистотой мы должны уподобляться Богу в нашем христианском поведении: «Будьте святы, ибо Он свят». Благочестием мы должны уподобляться Христу в христианском служении ближним и в спасении погибающих, ибо: «Кто Мне служит, Мне да последует» и «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Понятны ли нам эти требования?

Первоапостольские общины в отпущенной им Богом период мирного времени «были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем. и, при утешении от Святого Духа, умножались» (Деяния 9). Спросим самих себя: если Бог посылает нам «безмятежную жизнь» для того, чтобы мы проводили ее в «благочестии и чистоте», «назидаясь», «ходя в страхе Господнем», «умножаясь числом», проводим ли мы ее соответствующим образом? Пользуемся ли мы посланными Богом «временами мирными» для Божьих целей? Думается, что немногие из нас способны ответить на этот вопрос утвердительно.

Большинство «верующих» людей в мирное время думают о том, как «прибавить дом к дому и поле к полю», постыдно припрятывая в банк Божью десятину, неохотно жертвуют на благочестие среди собственного народа, а о служении благовестия в других странах не желают и слышать. Еще хуже ведут себя люди, отрицающие существование Бога.

Но вот вспыхивает война и люди сразу же начинают возмущаться Богом и «Богом допущенной» войной, хотя в мирное время они совершали свои дела без Бога. Больше того, многие из них сознательно уклонялись от проповеди Евангелия и «не желали знать путей Его». «Довоенное время» проводилось ими в преступном эгоизме, в низких плотских наслаждениях, они «жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Титу 3). И вот эти самые замаскированные безбожники вспоминая о Боге, заговорили о том, что Он должен и чего не должен допускать. Прячась от вражеских пуль или часами просиживая в убежищах при воздушных налетах, они решили, что на Всевышнем лежала обязанность охраны их «безмятежной» жизни. «Почему Бог допустил эту войну?» — спрашивали эти люди и, пожалуй, без всякого смущения могли бы добавить: «В мирное время нам так привольно и приятно было идти широким путем, беззаботно погрязать в омуте греха, захлебываться в пороках и беззакониях… Но все теперь изменилось к худшему… И все это Бог «допустил»!.. Какое преступное попустительство! Какой же Он после этого «Бог любви и всякого милосердия»?

В подтверждение своей «правоты» эти люди начинали глубоко соболезновать многочисленным жертвам войны, говоря: «Подумайте только, как много погибает молодых жизней, как много страдает ни в чем не повинных людей — женщин… стариков… детей!»

Но спросим мы их, где эти «невиновные»? Кто эти «праведники»? Священное Писание не знает таких «невиновных и праведных». Напротив, оно учит нас, что среди людей, населяющих землю, «нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Римлянам 3). «Что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным?» (Иов 15). «Вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Где же здесь те «праведники»? Мы все, до одного, повинны. Каждый из нас в большом долгу перед Богом. Наша вина заслуживает всеобщего наказания. Напрасно никто не страдает.

Кроме наших грехов и беззаконий, мы несем обычно последствия грехов, которые были допущены нашими предками, родным нам народом. Последствия грехов, которые мы творим ныне, отразятся на наших потомках, «найдут нас в наших детях». Таковы неумолимые законы наследственности.

Всем тем, которые обвиняют Бога в жестокости к «невинным» и в несправедливости к «праведникам», мы должны решительно ответить: не беспокойтесь за праведников и не возмущайтесь страданиями невиновных, но, по совету невинно страдавшего Христа, «плачьте о себе и о детях ваших» (Луки 23).

Люди праведные и невинные, каковыми они в действительности могут стать только по благодати Божьей, не боятся никаких временных страданий и никогда не страшатся физической смерти. Они верны заветам Христа: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: я победил мир» (Иоанн 16). «Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2). «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матфей 10). Смерть телесную они рассматривали не как потерю, а как приобретение (Флп. 1:21). Верующие люди знают, что «им даровано не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1) и «что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8). Они знают, что, пройдя через страдания, еще более очищаются. Можно ли при всем этом обвинять Бога за посылаемые «невиновному праведнику» страдания, когда сам праведник убежден в том, что «все содействует ко благу» и что конец его земного пути завершится «неизреченной радостью»?!…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *